Памятник Пушкину в Барнауле создавался не благодаря, а вопреки обстоятельствам
15 лет назад в Барнауле появился памятник солнцу русской поэзии – Александру Пушкину
06 июня 2014, 14:29, ИА Амител
Вместе с тем создавался он не благодаря, а вопреки обстоятельствам. И по праву считается самым народным памятником города, пишет "Вечерний Барнаул".
Cквер поэта
Сегодня 215-я годовщина со дня рождения великого русского поэта Александ- ра Пушкина. Ровно 15 лет назад, в честь 200-летия, в Барнауле был установлен памятник солнцу русской поэзии, зародивший в городе массу традиций: у его пьедестала проводятся Пушкинские чтения, вручаются награды юным поэтам, назначаются свидания, фотографируются молодожены. Это теперь нам кажется, что здесь ему самое место. Так думал и поэт Сергей Сорока, начавший в 1993 году кампанию по установке памятника певцу любви. За это Сороку в прессе прозвали не иначе, как "ходок по Пушкину". Сергей Сорока даже написал рассказ о том, как в одной алтайской деревне простой мужик поставил памятник Пушкину. Показал свое творение Марку Юдалевичу.
– Марк Иосифович решил, что история основана на реальных событиях, и предложил перевезти памятник в Барнаул, – рассказывает Сергей Сергеевич. – А я ему говорю: "Он же тяжелый". Проще новый поставить. Юдалевич согласился, и впоследствии его фигура имела значение в деле установки памятника Пушкину. Слово его было веским.
Но, как выяснилось, поставить памятник человеку в городе, где он никогда не жил и не бывал, – задача архисложная, даже если дело касается самого Пушкина. Идея начала приобретать реальное воплощение в середине 1990-х, когда о ней узнал градоначальник Владимир Баварин. Идею-то он одобрил, даже место согласился выделить, но сразу предупредил, что денег в бюджете нет. Тогда в Барнауле была создана инициативная группа из творческой интеллигенции, писателей, художников, актеров, предпринимателей. Среди них Марк Юдалевич, композитор Михаил Стариков, актер Театра драмы Михаил Переверзев, список можно продолжать. Возглавил группу главный архитектор Сергей Боженко. Поначалу он пытался продвинуть проект памятника в план краевых мероприятий к празднованию 200-летия поэта. Но в финансировании памятника было отказано. Тогда инициативная группа решила увековечить память Александра Сергеевича Пушкина самостоятельно.
– Думали, если к 200-й годовщине не успеем, то поставим памятник к 201- или 202-летию со дня рождения поэта, – рассказывает Сергей Боженко. – В итоге идею реализовали за два года целиком на пожертвования, кто помогал деньгами, кто материалами. На "Трансмаше" выделили помещение под мастерскую – огромную, с высокими потолками. Очень важно, чтобы скульптор мог в процессе работы оценить результат с различных ракурсов. Могу смело утверждать, что памятник Пушкину создан волей народа, талантом народа и на средства народа. В благоустройстве нам активно помогала администрация Барнаула и Центрального района. Озеленение сквера – это их заслуга.
С местом для памятника определились сразу – улица Пушкина подходила для этого идеально. Единственное, не было ясно, в какой именно точке внутри сквера будет стоять скульптура. Разные варианты рассматривались: угловая постановка, около тротуара на пересечении улицы Пушкина и проспекта Ленина. В конце концов сошлись на таком варианте: в глубине сквера, чтобы перед скульптурой было что-то наподобие авансцены.
Два Пушкина
Автором памятника является скульптор Михаил Кульгачёв.
– У меня было два варианта Пушкина, – рассказывает Михаил Алексеевич. – На первом поэт совсем молодой, стоит у своеобразного подиума, в одной руке у него шляпа, а второй он жестом предлагает занять его место. Но есть ли достойные? Эта работа отлита в бронзе и находится теперь в Художественном музее. Второй вариант, который стоит здесь до сих пор, мне и всей нашей инициативной группе показался более подходящим для того времени, для того места. Если в первом варианте Пушкин представлен в лучезарном образе, весь наполненный творчеством, то во втором он весь в себе. Поэт обхватил себя руками, как бы защищаясь от внешнего мира. Каждая деталь в этой скульптуре несет смысловую нагрузку. Даже перчатки. Одна рука у него обнажена, как будто он собирается пожать руку. Или наоборот, бросить перчатку обидчику…
– Времена-то были сложные, поэтому и образ поэта сложен, в чем-то даже агрессивен, – считает Сергей Боженко. – В других скульптурах по России Пушкин представлен больше в романтическом ключе, элегическом. Михаил Кульгачёв создал его в драматическом образе, и это было правильно. Вообще, в России памятников Пушкину мало. Бюсты есть, а вот полноценные круглые скульптуры в полный рост можно по пальцам перечесть.
Интересно, что создание самой скульптуры тоже продвигалось не без осложнений. Буквально на завершающем этапе Михаил Кульгачёв сломал руку. И что делать? Скульптуру доделывать надо, впереди ведь юбилей поэта. Михаил Алексеевич приладил к гипсу петлю из проволоки таким образом, чтобы можно было держать инструмент. Это позволило закончить работу вовремя.
Опыт Шукшина
Отливалась скульптура тоже на "Трансмаше", по частям. По словам Боженко, в создании памятника Пушкину весьма помог имеющийся опыт по установке памятника Шукшину, одним из авторов которого тоже был Михаил Кульгачёв.
– Технологический опыт изготовления круг- лой литой скульптуры из составных частей у нас уже был благодаря работе над памятником Шукшину, – поясняет Сергей Боженко. – Обычно такие скульптуры отливаются на столичных комбинатах типа Мытищинского завода художественного литья, Ленинградского экспериментального скульптурного комбината. Там цельное литье, а нам пришлось отливать частями. Если присмотреться к скульп- туре, то опытный глаз увидит горизонтальные швы, которые тщательно замаскированы.
Вообще, вклад в появление памятника Пушкину в Барнауле внесли сотни самых разных людей. Ограждение с балясинами изготавливали в экспериментальной фирме политеха. Авиапредприятие "Алтай" предоставило специальный инструмент – пневмомолоток, с помощью которого крепятся заклепки на самолет. В нашем случае этот инструмент использовали для чеканки отлитых из латуни деталей. Обычно отливки чеканят вручную, но на это потребовались бы месяцы работы, которых, увы, не было. На "Трансмаше" умельцы изготовили специальный огнемет, который заряжался песком для обработки поверхности скульптуры. Строительные фирмы помогали с фундаментом и опалубкой. Ну чем не народный памятник?
Традиции
Уже через год после открытия памятника в Барнауле родилась традиция – 6 июня, в день рождения поэта, проводить на этом месте Пушкинские чтения. В первый состав комиссии на соискание Пушкинской премии входил Владимир Свинцов. В разные годы лауреатами Пушкинской премии становились: Елена Безрукова (сегодня член Союза писателей России, начальник управления Алтайского края по культуре и архивному делу), Татьяна Баймундузова (сегодня член Союза писателей России), Елена Вагнер, Евгения Клинк (сегодня редактор отдела поэзии журнала "Алтай"), Екатерина Рубцова, Михаил Пушкарёв, Светлана Конурова, Анастасия Радцева – участники программы "Одаренные дети России", лауреаты именных стипендий. Все они сегодня продолжают творческую работу, их поэтические произведения публикуются в журналах, выходят сборники стихов.
ФАКТ
За год до установки скульптуры, 6 июня 1998 года, на ее месте был камень с надписью "Здесь будет возведен памятник Пушкину". Сегодня этот камень хранится у одного из меценатов инициативной группы.
Комментарии 0