Правда о «Нерпе» всплывает
22 апреля 2013, 07:48, ИА Амител
В Тихоокеанском военном суде во Владивостоке повторно слушается уголовное дело по поводу аварии на атомной подводной лодке "Нерпа", случившейся 8 ноября 2008 года. Как и на первом процессе по этому делу, завершившемся в 2011 году, подсудимых всего двое и они те же – гвардии капитан 1 ранга Дмитрий Лаврентьев и гвардии старшина Дмитрий Гробов.
Для тех, кто не помнит обстоятельства трагедии, случившейся на "Нерпе". Во время погружения на перископную глубину в Японском море в ходе заводских испытаний, во 2-м отсеке произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения (ЛОХ). В результате 20 человек погибли, еще 38 получили отравления различной степени тяжести от воздействия фреона и ядовитого тетрахлорэтилена. Всего на борту находились 208 человек. В числе погибших – 17 гражданских лиц, членов сдаточной команды завода-изготовителя, и трое военнослужащих.
Следствие почему-то не заинтересовалось, как и по чьей вине в системе пожаротушения оказался тетрахлорэтилен, которого там не должно было быть. Прокуроры сосредоточились на двоих – на Гробове, который, как утверждают, от нечего делать нажал роковую кнопку, и на командире "Нерпы" Лаврентьеве, который, вроде бы, не подготовил должным образом экипаж.
Тогда, в 2011-м, на основании вердикта присяжных Тихоокеанский военный суд оправдал Лаврентьева и Гробова. Коллегия присяжных пришла к выводу, что следствию не удалось доказать факт срабатывания противопожарной системы именно в результате "человеческого фактора". Позднее Военной коллегией Верховного суда РФ было удовлетворено кассационное представление военной прокуратуры Тихоокеанского флота (ТОФ) на оправдательный приговор по уголовному делу в отношении Лаврентьева и Гробова. В связи с этим Тихоокеанский военный суд летом прошлого года во второй раз приступил к рассмотрению уголовного дела по факту аварии на "Нерпе".
Тяжба продолжается по сей день. В защиту моряков, оказавшихся на скамье подсудимых, выступили их авторитетные и опытные коллеги. Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников подготовил даже обращение к президенту, под которым свыше 2000 подписей авторитетных флотских специалистов. Суть обращения – в словах подписавшего письмо известного писателя-мариниста капитана 2 ранга в отставке Александра Покровского: "Если бы Лаврентьев не всплыл, не включил сразу вентиляцию, там бы, наверное, ни одного человека не осталось в живых. Им надо памятники ставить, а их — в тюрьму. Выясняется, что преступник управлял героями (имеются в виду ордена и медали, которыми по итогам испытаний награжден экипаж "Нерпы". Лаврентьев тоже был представлен к награде, но орден так и не получил, угодив под суд). Они должны были все погибнуть, и тогда бы процесса не было. Герои у нас только мертвые, живые быть не могут".
Недавно на процессе выступил командующий Восточным военным округом адмирал Константин Сиденко. Вот его мнение: "Гвардии капитана 1 ранга Лаврентьева необходимо не судить, а представить к ордену Мужества".
В частности, Константин Сиденко говорил о том, что капитан 1 ранга Лаврентьев на момент трагедии даже не был командиром корабля, а являлся сдаточным капитаном судна, находящегося в юрисдикции Министерства промышленности и еще не принятого в состав ВМФ. Но прокуратура, опровергая очевидное, настаивает на том, что Дмитрий Лаврентьев являлся именно командиром корабля. Однако корабль становится кораблем только тогда, когда на нем поднимают военно-морской флаг. А это важнейшее событие в истории корабля произошло на АПЛ "Нерпа" только 27 декабря 2009 года, то есть спустя год после трагедии. И это тоже засвидетельствовал адмирал Сиденко, который в это время занимал должность командующего Тихоокеанским флотом.
Однако военная прокуратура ТОФ заявляет о достаточной доказательной базе для вынесения приговора присяжными. Между тем, в распоряжении "Свободной прессы" оказалась уникальная видеозапись, сделанная на "Нерпе" в момент аварии со своеобразного корабельного "черного ящика" - записывающего устройства П-424 М (двухканальное устройство для записи громкой и УКВ связи на борту). По мнению опрошенных редакцией специалистов-подводников, этот документ позволяет аргументированно опровергнуть многие доводы следствия.
Для начала – несколько пояснений. Видеозапись действительно зафиксировала действия экипажа в момент, когда во 2-м отсеке не санкционировано включилась система пожаротушения. То есть, 8 ноября 2008 года. Но просмотреть, что попало в объектив камеры, решили лишь 12 ноября. Поэтому на экране – разночтения в датах.
Качество записи не очень высокое. Но чтобы по ней все же воспроизвести картину тех драматических событий в море, "СП" попросила бывшего заместителя начальника штаба Тихоокеанского флота контр-адмирала запаса Андрея Войтовича прокомментировать видеозапись. Вот пояснения адмирала:
"Действительно, неопытный человек не сможет понять всего того, что слышит на этом видео. Для тех, кто служил на лодках и оказывался в подобных ситуациях, все ясно. Команды и доклады членов экипажа звучат особенно невнятно с момента аварии, когда все подводники вынуждены были включиться в индивидуальные средства защиты дыхания. То есть, после 18 часов 54 минут.
Вначале мы с вами слышим размеренную, монотонную работу экипажа. Все круто меняется в 18.54.37 – по всему кораблю зазвучал ревун, предупреждающий о подаче огнегасителя во 2-й отсек.
18.54.45 - слышен голос: "Это что?" Почему такая реакция? Все неожиданно, не санкционированно.
18.54.49 - слышно как подводники начали включаться в изолирующие средства. Шумное дыхание – это человек включился в ШДА (шланговый дыхательный аппарат).
18.55.03 - аварийная тревога по кораблю. Это 25-30 звонков.
18.55.08 - команда о продувании средней группы цистерн главного балласта (ЦГБ). Лодка пошла на всплытие.
18.55.15 - объявлено по кораблю, что во 2-й отсек подан огнегаситель.
18.55.25 - дано приказание личному составу 1-го и 3-го отсекам занять рубежи обороны. 1-му - на кормовой переборке, а 3-му - на носовой переборке. В это же время даются команды в 1-ый и 3-ий на герметизацию.
18.59.39 - звучит команда "Начальнику медицинской службы прибыть во 2-й отсек!"
18.59.48 - идут доклады о состоянии отсеков и людей.
19.03.37 - начато вентилирование отсеков.
19.03.51 - вынос наверх пораженных. Все время от момента объявления аварийной тревоги шло выяснение обстановки по отсекам и состоянию людей.
На самом деле, это лишь фрагменты происходившего на "Нерпе" в те минуты. Видеозапись зафиксировала не все. Ведь после всплытия нужно было быстро выровнять давление в отсеках с атмосферным. Нужно приготовить систему вентиляции. По приказанию Дмитрия Лаврентьева приступили к эвакуации пораженных через 3-й отсек.
В целом, с точки зрения "Руководства по борьбе за живучесть", по быстроте и профессионализму все сделано безукоризненно и единственно правильно. Любые другие действия командира и экипажа привели бы к большему числу погибших. Лодке и людям была бы хана. ХА-НА!".
К комментарию контр-адмирала Войтовича следует добавить вот еще что. В России можно стать министром обороны, полжизни торгуя мебелью. Можно, будучи президентом страны, беспробудно пить. Можно купить диплом юриста или врача. Можно за деньги стать доктором наук и депутатом Госдумы. А вот командиром АПЛ нельзя стать кому попало. Слишком велика ответственность.
Возможно, этого не понимают некоторые сегодняшние военные прокуроры. Но даже индийцы, получившие, наконец, в лизинг на 10 лет многострадальную "Нерпу", которая у них теперь называется "Чакра", пригласили подсудимого гвардии капитана 1 ранга Дмитрия Лаврентьева на церемонию передачи корабля. Каждый раз, приезжая в Большой Камень, индийские подводники посещают кладбище, где отдают почести погибшим 8 ноября 2008 года. А у нас офицер, спасший не только людей, но упавший ниже плинтуса престиж государства, обвиняется в том, что не дал утонуть лодке и людям.
Из досье "СП":
Как выяснилось, огнегасительная смесь, поданная во 2-й отсек "Нерпы", больше чем наполовину состояла из яда –тетрахлоэтилена. Как это вещество попало на борт – далеко не единственная загадка.
Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ: "Фреон почему-то заправляли ночью. И никаких следов, кто это делал, так и не было найдено. Когда начали разбираться, где и как был закуплен этот фреон, то выяснилось – 5 фирм однодневок, которых тоже никто не нашел. Странно погиб военпред, который подписывал сертификат соответствия – поехал зимой на рыбалку на велосипеде, провалился в полынью и вместе с велосипедом утонул".
Комментарии 0