Дальний Восток грозит отправиться в свободное плавание

22 декабря 2012, 10:19, ИА Амител

В последнее время часто звучат разговоры о том, что Россия может потерять Дальний Восток, что в постсоветское время серьезно нарушены коммуникации с этим регионом, который все больше выпадает из общефедерального экономического и гуманитарного пространства. Говорят, что России необходим форпост на Тихом океане, что развитие Дальнего Востока – залог успешного развития всей России в ближайшем будущем, никто не спорит. Спорят о том, как это осуществить, спорят на всех уровнях, от блогеров до руководителей исполнительной власти. Так, тема развития Дальнего Востока и Забайкалья стала одной из ключевых в риторике избранного на третий президентский срок Владимира Путина. Специально для этого учрежден Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, создано Министерство по развитию Дальнего Востока. Однако, по словам самого В.В. Путина, высказанным им на прошедшем в конце ноября заседании президиума Госсовета России, "темпы, а главное, качество развития дальневосточных территорий, условия для жизни людей" не устраивают руководство страны. Об этом пишет "СП ".

По словам президента, все достижения на дальневосточном направлении точечные и не являются частью общей стратегии развития региона. На том же заседании много говорилось о том, что такая стратегия должна быть разработана (госпрограмма социально-экономического развития региона до 2025 года должна быть принята не позднее первого квартала 2013 года), были обозначены конкретные шаги (создания госкорпорации, создания особых условий для бизнеса, проектирование новых генерирующих мощностей и транспортной инфраструктуры), чиновники, что называется, брали под козырек, обещая в самое ближайшее время вывести Забайкалье и Дальний Восток в экономические лидеры и превратить в один из самых процветающих регионов страны.

Тема развития Дальнего Востока была особо акцентирована в ходе ежегодного послания президента федеральному собранию. Естественно, власти, как федеральные, так и местные и тут поспешили заявить о начале нового этапа истории региона, о судьбоносности решений президента для его жителей и для всей России. По словам председателя законодательной Думы Хабаровского края Сергея Хохлова, "президент принял политическое решение по Дальнему Востоку. Основные положения послания Владимира Путина однозначно востребованы обществом". "Дальневосточникам было приятно услышать акценты, которые расставил Владимир Владимирович в планах государства по стимулированию экономического роста на Дальнем Востоке. Сегодня Дальний Восток нуждается в опережающем инфраструктурном развитии, поэтому озвученные президентом проекты, такие как - развитие Транссибирской магистрали, Байкало-Амурской магистрали, Северного морского пути, увеличение объемов строительства автомобильных дорог - жизненно важно", - заявил министр РФ по развитию Дальнего Востока - полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев.

"Президент рассказал Федеральному собранию о работе президиума Госсовета по проблемам Дальнего Востока и четко дал понять, что не намерен отступать от своего решения кардинально изменить жизнь дальневосточников", – сказал амурский губернатор Олег Кожемяко.

"Оно (послание), прежде всего, еще раз дало понять: Дальний Восток — это приоритет развития страны. Для дальневосточников очень важно сейчас почувствовать такую поддержку. Я говорю о мерах по развитию бизнеса, о создании комфортных условий для жизни людей", - так прокомментировал слова президента губернатор Камчатки Владимир Илюхин."Я с нетерпением ждал, обозначит ли президент страны в своем послании тот приоритет, который в последние годы определен развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Так и случилось, Владимир Владимирович сослался на недавнее заседание президиума Госсовета, на котором рассматривались эти проблемы. Мы видим, что регион будут целенаправленно развивать посредством Государственной программы, которая должны быть подготовлена в первом квартале 2013 года. Такое поручение правительству уже дано", - отметил губернатор Магаданской области Николай Дудов.

Оптимизм чиновников разделяют далеко не все. Мы вынуждены констатировать, что разговоры о необходимости формирования особой стратегии развития Дальнего Востока ведутся уже давно, но воз, как говорится, и ныне там. Невольно возникает вопрос: а возможен ли вообще полноценный возврат региона в единое экономическое пространство страны и превращение его в один из локомотивов российской экономики? Или нам остается лишь наблюдать за тем, как регион постепенно интегрируется в экономику наших соседей по АТЭС и неуклонно движется к экономической, а впоследствии и политической независимости от Москвы?

Итак, президент заявляет о том, что в XXI веке вектор развития России – это развитие на восток, и что впервые в новейшей истории ставится задача целевого развития конкретной территории страны. Правда, пока все происходит не так просто, как, возможно, хотелось бы Кремлю. Это все же Россия, и все здесь делается так же, как и по всей стране, с дальневосточным размахом, о чем наглядно свидетельствуют беспрецедентные хищения при строительстве ВСТО или при подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Не стоит и говорить о том, что федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года выполнена только на 28 процентов (по словам губернатор Амурской области Олег Кожемяко). Что госпрограмму социально-экономического развития региона до 2025 года правительство должно было разработать до 1 июля этого года, а программы до сих пор нет. И о федеральных целевых программах, реализуемых в восточных территориях, которые только в середине ноября текущего года были переданы под контроль Минвостокразвития от Минрегионразвития, глава которого был недавно вынужден уйти в отставку после публичной обструкции президентом.

На сегодняшний день никакой ясной стратегии, никакой системы развития региона нет. Что же касается точечных достижений, они тоже спорны. Вспомним приснопамятный саммит АТЭС, после которого нам обещали шквал иностранных инвестиций и превращение Приморского края в крупный экономический центр азиатско-тихоокеанского региона. Об его итогах для города Владивостока и о том, как нам развивать дальневосточный регион в целом, мы говорим с депутатом владивостокской городской думы Сергеем Ковалевым.

"СП": - Недавно состоялось заседание президиума Госсовета по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, в ходе которого президентом был выдвинут ряд предложений. После этого заговорили о создании стратегии развития региона аж до 2025-го года. Это очередная утопия?

- С царских времен Дальний Восток был и остается аграрно-сырьевым придатком России. Сегодня причины такого положения дел - в удаленности региона, в отсутствии транспортных магистралей и, самое важное - нет в правительстве страны личностей с государственным мышлением. Новый Столыпин еще не родился. По поводу утопии... самая главная проблема Тихоокеанской России (не люблю этот термин – Дальний Восток) это, конечно, низкая численность населения. Эту проблему нужно решать, создав особый режим особой экономической зоны. Прежде всего, налоговые послабления для региона, в том числе по уплате НДФЛ, создание условий для индивидуального жилищного строительства и крестьянско-фермерских хозяйств. На льготных условиях люди должны иметь возможность приобретать землю в собственность. Государственный банк должен выдавать кредиты с доступной процентной ставкой на длительный срок для этих целей. Территориально Приморью выгоднее сотрудничать с Китаем, Кореей и Японией. Вот, например, у нас во Владивостоке в позапрошлом веке действовал так называемый режим "порто-франко". Так вот за несколько лет небольшой военный порт на окраине империи превратился в город. Не уверен, что создание госкорпорации на Дальнем Востоке идея правильная. Я не предлагаю переписывать налоговое законодательство под регион в целом, но абсолютно очевидная вещь, что федеральный центр забирает львиную часть налоговых поступлений. На развитие и продвижение долгосрочных программ у субъектов федерации Тихоокеанской России средств нет, а ведь азиатский рынок растет. И России, ввиду слабой развитости инфраструктуры, на нем нет места, а ведь азиаты готовы инвестировать в Россию. Однако условий для этого просто нет. Все решается в Кремле, а там у чиновников свои планы. Эти планы какие угодно, личные, но не государственные. Регион должен остаться российским, это понимают простые жители Приморья и Приамурья, Якутии и Чукотки. И федеральное правительство должно осознать необходимость государственного подхода к решению проблем азиатской части России.

"СП": - Вот прошел у вас саммит АТЭС. Оставим за скобками то, куда пропали огромные средства, потраченные на его подготовку. Есть ли реальные изменения к лучшему, или пока рано делать выводы?

- Путин в своем послании ничего не говорил о том, принесли ли инвестиции в регион свои плоды. Отток населения прежний, иностранные инвесторы не спешат вкладывать в производство в нашей стране. Наоборот, та же японская сторона все отчетливее дает понять, что любые экономические переговоры возможны только после передачи им Курильских островов. Новые рабочие места появились, но их заняли гастарбайтеры из Средней Азии. Заявленные объекты саммита построены на треть. Гостиница "Хаятт" не достроена, Театр оперы и балета тоже, мосты в эксплуатацию не приняты. То есть по мостам движение транспорта открыто с лета еще, но официально в эксплуатацию их не сдали, под мостами стоят еще опоры металлические. При этом содержание объектов, построенных к саммиту во Владивостоке, ежегодно будет обходиться бюджету в 600 миллионов рублей, на содержание одного лишь Театра оперы и балета после введения его в эксплуатацию в будущем году планируется выделить 200 миллионов рублей. Студенты и преподаватели ДВФУ с ужасом видят перспективу переезда в новые здания на острове Русский. Там все просто напрочь разваливается. Сообщают, что протекает крыша, трескается штукатурка, а стены сделаны из картона. Никакой шумоизоляции. Да, бог с ним с шумом. Слышали, что пол в общежитии Университета вместе с ванной улетел вниз. Дороги разрушаются на глазах. До сих пор нет регулярного маршрута автобуса на остров Русский. Вообще Приморский край сейчас за свой счет должен достраивать эти объекты. Спасибо, конечно, Путину за мосты красавцы. Они очень нужны Владивостоку. Но только содержание этих мостов краю обойдется в год порядка 260 млн. рублей. Бюджет же края дефицитный. А город Владивосток после саммита фактически стал банкротом.

Демографическая проблема стоит также остро, инвестиции в край не пришли, осваивать островной университетский кампус никто не спешит. Надо в этом честно признаться. Дальневосточники говорят, что Москва нас предает. Единственным благом для народа были подержанные японские иномарки. Их можно было купить человеку со средним уровнем достатка. Японский автопром надежный. Я сам езжу только на японских машинах. Да, у них руль справа, да, им уже лет 8-10. Но они гораздо лучше, чем отечественные машины. А главное их преимущество -относительно недорогая цена и надежность в эксплуатации. Это благо длилось не долго, пока не ввели драконовские пошлины. У людей рухнул бизнес. Были самоубийства. Люди вышли на мирный пикет. Под Новогодней елкой в 2010 г пели и плясали. Но этих людей образцово-показательно разогнал ОМОН. Не местный, а специально привезенный властью из Пскова. Били жестоко, били всех подряд. Сотрясение мозга у старухи 70 лет. Она что, автомобилист или диссидент? Вот это и есть отношение Центра к региону.

"СП": - Дальний Восток, и в первую очередь Приморье, представляют собой особую страницу в криминальной истории России. Как обстоят дела с криминалом сегодня?

- Коррупция в крае по-прежнему запредельная. Губернатор Приморского края человек в политике новый. Большая часть местной элиты уже присягнула ему на верность. Противно смотреть на тех, кто был обязан своим миллиардным состояниями губернатору Дарькину. Глядишь, а они уже рядом с Миклушевским, хвалят его, стелятся перед ним. Никакой декриминализации региона нет. Просто часть активов прежнего губернатора перешла в собственность московских элит. Поговаривают, что бизнес Дарькина: банк и судоходные компании купила группа лиц близкая к и.о. губернатора Подмосковья Воробьева. Насчет главы Владивостока Пушкарева… Он не был человеком Дарькина в прямом смысле, хотя происхождение его капиталов тоже родом из 90-х. Мне, кажется, он понимает, что времена изменились. В регион пришли за длинным рублям московские кланы и бизнес-элиты, поддерживаемые Кремлем. Семья Пушкарева засветилась в журнале "Форбс". На стройках саммита он тоже заработал. Увы, не политические очки. А ведь меньше чем через год во Владивостоке новые выборы городского главы. У города нет права распоряжаться землей. Это полномочия краевой администрации. Из городской собственности выведен Водоканал, а это местные налоги. Город - банкрот. И перед Пушкаревым стоит задача пополнения доходной части бюджета, погашения кредитов, которые уже превысили миллиард рублей.

Конечно, город получил федеральные средства. Но их больше нет. Практически все ушло на покраску фасадов гостевого маршрута. 2 миллиарда! Построили и передали городу комплекс по утилизации ТБО. Этот полигон не достроен, его эксплуатация предусмотрена всего лишь на 2-3 года. А что дальше? Кстати, в принятом местном бюджете просто нет денег на уплату налогов на имущество, нет средств на оборудование новой "карты", рекультивацию объекта. Счетная палата нашла хищения на стройках объектов саммита на сумму 15 млрд рублей.! В общем, коррупция главная проблема всей России и Дальнего Востока тоже. После саммита уже начались отстрелы чиновников, причастных к дорожному хозяйству краевой администрации. Убит прежний директор департамента дорожного строительства Криворотов. От инсульта после отставки умер человек, сменивший Криворотова. Передел собственности в Приморье продолжается, но теперь первую скрипку здесь будут играть московские бизнесмены.

"СП": - Ишаев человек для Дальнего Востока вроде бы как не чужой. Есть ли к нему доверие в регионе? Сможет он что-то изменить?

- Хабаровск - один из красивейших городов России, во всяком случае, его центральная улица, и один из передовых по благоустройству и инфраструктуре. Очень удобный для проживания город. И это заслуга Виктора Ивановича Ишаева. Для Владивостока Ишаев ни сделал ничего. Наоборот, многолетняя конкуренция Хабаровского и Приморского краев за первенство в последние 10 лет вылилась в личное соперничество между Ишаевым и Дарькиным. В ранге министра Ишаев пока чем-то особым не запомнился. Лично я уважаю этого человека еще и за его критическую позицию по передаче островов по реке Амур Китаю. Но он так и не стал своим человеком в Кремле. Хочется верить, что именно Ишаев может стать новым Столыпиным, и что он способен защищать интересы всех дальневосточников, даже ценой утраты доверия президента.

"СП": - В Москве много пишут о пресловутой "китайской угрозе". Она действительно существует?

- Жители Приморского, Хабаровского краев, Амурской области в Китае бывают чаще, чем в столице нашей родины - Москве. Это недорого, это быстро и выгодно. Сегодня в Китае можно купить все. Люди так и делают. Кстати, американцы, да и и весь мир носит и покупает китайские обувь и одежду. И многие студенты со всего мира учатся в Китае. Да, именно так. Но только русские умудряются еще и переселяться жить в Китай. Очень выгодно пенсионерам сдать свои квартиры в наем. На нашу пенсию старики снимают там недорогое жилье и шикарно живут в Харбине и Пекине, а также приграничных городах Суйфэньхэ, Хуньчунь и др. А в Россию ездят только за пенсией и за платой с квартирантов. Здравоохранение в Китае намного дешевле. О "желтой угрозе" для России говорили еще в 19 веке. Это так... менталитет у русских и китайцев разный. В России есть земли и ресурсы, но нет людей, способных осваивать эти территории. В Китае - наоборот. Но не думаю, что Китай способен пойти войной на Россию. Ядерное оружие по-прежнему сдерживающий щит.

Воевать китайцы не хотят. Сегодня в Тихоокеанской России нет сепаратистских настроений. Большая часть населения это русскоговорящие, это люди советской культуры в хорошем смысле слова. Но, простые люди, буквально выживают. Выживают из последних сил. Жизнь в городах Приморья дорогая. В Москве зарплата учителя в 3,5 раза больше, чем во Владивостоке. Даже морепродукты в Москве и Московской области дешевле, чем во Владивостоке. А что говорить про цены на другие продукты питания? Жителям Приморья очень обидно, когда они приезжают в Москву, чтобы увидеть культурные достопримечательность столицы - Кремль и Красную Площадь, Третьяковскую Галерею, Храм Христа Спасителя, а их москвичи презрительно называют "ЗаМКАДыши"! И, тем не менее, жители Тихоокеанской России и Забайкалья никогда всерьез не думали о самостоятельном государстве, этакой ДВР, а тем более, о переходе под суверенитет иностранной державы, будь то Китай, США или кто еще.... И это не смотря на то, что экономически в регионе есть все-золото, углеводороды, металлы, промышленность...

"СП": - Как решить демографическую проблему? Ясно, что из центральной России никто туда не поедет в нынешних условиях. Некоторые предлагают ввоз мигрантов. Не усугубит ли это проблему?

- Надо людей русской культуры из ближнего зарубежья звать. Из центральной России в Советское время сюда ехали с охотой за длинным рублем и заработками. И сейчас бы поехали, если бы на землю давали беспроцентный кредит (или низкую ставку кредита) минимум лет на 10 под строительство жилья. Поедут люди. Им нужны государственные гарантии и поддержка. Не декларативные, как Путин озвучивает. Повторюсь, почему он ничего не сказал в своем последнем послании к ФС по поводу денег на саммит, и о том, что деньги не вернулись, а народ как уезжал, так и уезжает?

Фото: Игорь Михалев/ РИА Новости

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров