Барнаул определился с концепцией бренда города
30 октября 2012, 12:27, ИА Амител
Состоялось заседание Координационного совета по развитию туризма при администрации города Барнаула, на котором Креативная лаборатория "Presentация" представила итоги аналитического этапа по разработке (формированию) бренда города Барнаула и презентовала три его концепции.
Закончился первый, аналитический этап разработки бренда города Барнаула. Елена Антипина, директор Креативной лаборатории "Presentация", представила вниманию членов Координационного совета по развитию туризма при администрации города Барнаула доклад "Социально-экономические и историко-культурные предпосылки создания бренда", а также презентовала три концепции бренда Барнаула. В данный момент идёт подготовка и подписание протокола заседания Координационного совета.
В первой части доклада был представлен статистический и аналитический материал, сформированный на базе данных, предоставленных Территориальным органом Федеральной государственной статистики по Алтайскому краю, анализе рейтингов, трендов, документов социально-экономического развития, историко-культурного обзора, экспертных интервью с представителями бизнес-сообщества г. Москвы, анкетирования и фокус-групп с жителями г. Барнаула; а также круглых столов с представителями бизнеса, культуры, туризма, проведения серии открытых публичных лекций и тематических проектных семинаров с приглашением ведущих федеральных экспертов по региональному развитию, человеческому капиталу и маркетингу территории. В ходе исследовательского этапа были выявлены мнения, потребности и интересы, как внутренней, так и внешней целевой аудитории Барнаула, а также сформированы предпосылки для разработки трёх базовых концепций бренда города Барнаула.
Так, например, большинство опрошенных представителей бизнес-сообщества г. Москвы признались, что не знают где находится город Барнаул, но предполагают что рядом с Казахстаном и Китаем. В связи с этим у города есть хороший потенциал к развитию международного сотрудничества, он может представлять интересы России в трансграничном регионе, быть российским центром экономических отношений с азиатскими государствами. Некоторые бизнесмены теоретически готовы посетить Барнаул, но только в рамках делового визита или дальнейшей туристической поездки в Горный Алтай. Однако, предприниматели ассоциируют город Барнаул не только с сельскохозяйственной переработкой, но и с промышленным производством, торговлей и сферой услуг.
Сами же жители Барнаула считают, что у города есть сельскохозяйственный, промышленный, торговый потенциал, но при этом он не обладает ярким индивидуальным образом. Жители характеризуют свой город как: молодой, благоприятный, образованный, чистый, индустриальный, некриминальный, красивый, свой, добрый, романтичный, консервативный, безопасный, интересный, гармоничный, со своим лицом, тихий, мягкий, дружественный, милый, естественный, простой, бедный. Наряду с традиционными маркетинговыми методами исследований, Креативной лабораторией "Presentация" также были применены инновационные разработки по тестированию региональной ментальности жителей. Стоит отметить, что жители Барнаула имеют гибкий ментальный потенциал для жизни в городе, позиционирующем себя, как на межрегиональном, так и на международном уровне. Жители Барнаула – люди открытые и ценят все доступное и демократичное. Мода воспринимается ими как нечто аристократичное и не очень нужное. Барнаульцы ценят спокойный образ жизни, но при возможности готовы стать более открытыми (космополитичными). Они хотят жить лучше, но не хотят резких изменений. В связи с чем, переход от регионального к международному бренду возможен, но без резких изменений повседневной жизни.
После доклада "Социально-экономические и историко-культурные предпосылки создания бренда" членами Координационного совета были заданы вопросы по поводу отдельных нюансов содержания и методики исследования, на которые Антипина Елена дала исчерпывающие ответы. Присутствующие пришли к общему мнению, что аналитический этап был выполнен на высоком профессиональном уровне и приняли данный этап работ у исполнителя муниципального контракта.
Во второй части заседания Координационного совета снова было предоставлено слово Антипиной Елене в качестве руководителя проекта по разработке (формированию) бренда города Барнаула, чтобы она представила 3 концепции бренда, которые явились результатом работы и длительного обсуждения, в том числе и в рамках Экспертного совета проекта. Согласно техническому заданию, "исполнитель выбирает 3 ключевые идеи, делает краткое описание и презентацию идей (описание проекта концепции) на Координационном совете по развитию туризма при администрации города Барнаула", что и было сделано.
Специалисты Креативной лаборатории "Presentация" предложили соотнести 3 концепции бренда Барнаула с 3 сценариями развития города, представленными в Программе комплексного социально-экономического развития города Барнаула на 2008-2017 годы: инерционным, умеренным, инновационным. При этом Антипина Елена пояснила, что каждой концепции бренда соответствует своя география позиционирования Барнаула, а также число глобальных вызовов, которые город может преобразовать в возможности для своего роста и развития.
Инерционный сценарий: "Барнаул – современная агломерация на юге Сибири".
Целевая аудитория: реальные и потенциальные жители города Барнаула, ценящие умеренный темп жизни в благоприятной экологической среде; предприниматели стремящиеся освоить рынок со средним уровнем конкуренции.
Благоприятные условия: подписано соглашение о создании Барнаульской агломерации в 2009 году, разработана ОАО "Российский институт градостроительства и инвестиционного развития" схема территориального планирования Барнаульской агломерации, идёт развитие малоэтажного строительства, активная застройка города, современное развитие городской среды при сохранении и развитии рекреационных зон.
Тренды: увеличение мобильности, тенденция к увеличению людей, стремящихся к так называемому понижению передачи в своей повседневной жизни, поляризованное развитие, конкуренция за ресурсы между городами и территориями, агломерационное развитие.
Умеренный сценарий: "Барнаул – один из ведущих сельскохозяйственных центров России".
Целевая аудитория: жители Алтайского края, российские и зарубежные предприниматели, которые специализируются на производстве продуктов питания, регионы и страны, нуждающиеся в импорте зерна и продовольствия, ученые в области сельского хозяйства, российские и зарубежные фермеры, люди, предпочитающие умеренный ритм жизни в не очень конкурентной среде.
Благоприятные условия: наличие мощной перерабатывающей и пищевой промышленности, развитые транспортные сети, репутация Барнаула как столицы аграрного края, деловое сотрудничество с разными странами в сфере сельского хозяйства, наличие ведущих научно-исследовательских центров в сфере сельского хозяйства.
Тренды: поляризованное развитие, конкуренция за ресурсы между городами, вступление в ВТО, борьба за продовольственную безопасность.
Инновационный сценарий: "Барнаул – деловой, культурный и туристический центр трансграничного региона Большой Алтай".
Целевая аудитория: жители города Барнаула, Алтайского края и приграничных регионов, предприниматели, заинтересованные в ведении бизнеса со странами Центральной и Восточной Азии, инвесторы, страны-партнеры, туристы.
Благоприятные условия: расположение города на трансграничной территории Большого Алтая, наличие необходимых логистических цепочек, создан Алтайский международный центр азиатских исследований, планируется в ближайшее время открыть Российско-азиатский государственный университет, консульства Монголии и Китая. Данная концепция может объединить в себе две предыдущие и позиционировать Барнаул как центр международных коммуникаций трансграничного региона Большой Алтай, что в свою очередь, делает Барнаул центром конгрессного и делового туризма, с амбицией стать глобальным экономически развитым городом.
Тренды: поляризованное развитие, конкуренция за ресурсы между городами, повышение роли инноваций и креативного класса, трансграничность, ВТО.
После презентации трёх концепций бренда Барнаула, члены координационного совета стали активно обсуждать их содержание.
Степанская Т.М. - профессор, доктор искусствоведения, заведующая кафедрой истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, член Союза художников Российской Федерациии обратила внимание на то, что в представленных концепциях очень мало уделено историческому прошлому города, но тем не менее поддержала идею "Барнаул - деловой, культурный и туристический центр трансграничного региона Большой Алтай": "Большой Алтай – это ещё и большое искусство, которого в мире нигде больше нет. Многие наши алтайские художники направляли свой взор именно на Восток. И было бы хорошо, если на территории Барнаула проводились различные мероприятия, выставки, аукционы, посвященные восточному искусству".
В свою очередь Старцев А.В. - доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой востоковедения Алтайского государственного университета, директор Алтайского международного центра азиатских исследований, действительный член Сибирской ассоциации монголоведения, председатель Алтайской краевой общественной организации "Общество русско-китайской дружбы", автор учебных пособий по истории Барнаула для средних учебных заведений, член координационного совета по развитию туризма при администрации г. Барнаула, заместитель председателя Общественной палаты Алтайского края сказал: "Надеюсь никто меня не заподозрит в том, что я, как историк плохо отношусь к историческому прошлому своего города, но думаю наше богатое историческое прошлое, это продукт внутреннего потребления, нужно же говорить о завтрашнем дне и ставить крупные задачи на международном уровне. Мне больше импонирует концепция "Барнаул – деловой, культурный и туристический центр трансграничного региона Большой Алтай", тем более что в этом направлении сейчас делаются большие шаги, проводятся Евро-Азиатские форумы, наш университет прошел в ассоциацию ШОС, в планах преобразование Алтайского государственного университета в Азиатский федеральный университет. А два другие сценария, они очень хорошо вписываются в инновационный и являются его обязательными частями".
Писарев С.В. - директор общества с ограниченной ответственностью "Парк развлечений и отдыха "Лесная сказка", депутат Алтайского краевого Законодательного Собрания, председатель Координационного совета по развитию туризма при администрации г.Барнаула: "Барнаул рано или поздно повернет свой взгляд в сторону Востока, потому что именно там сейчас наши основные рынки сбыта, поэтому выстраивать наш сегодняшний бренд необходимо с расчетом на Восток. Мы говорим о Китае, Казахстане, Монголии, но также должны притягивать Корею, Японию, Индонезию, Тайланд. И не случайно люди в качестве прототипа бренда Барнаула выбрали Гонконг. Что-то в этом есть".
В итоге члены Координационного совета сошлись во мнении, что для бренда Барнаула наиболее актуальной на сегодняшний день становится концепция: "Барнаул – деловой, культурный и туристический центр трансграничного региона Большой Алтай". За неё почти единогласно проголосовали все присутствующие члены Координационного совета по развитию туризма при администрации города Барнаула, только один воздержался.
Для справки:
ООО "Креативная лаборатория "Presentация" – победитель открытого конкурса на разработку (формирование) бренда города Барнаула. Компания специализируется на региональном маркетинге, инновационном менеджменте, гуманитарных технологиях и коммерческом брендинге, является действующим членом Алтайской торгово-промышленной палаты, призером финала Международного конкурса "Лучшие товары и услуги Евразии – GEMMA", а также международного фестиваля географического маркетинга и брендинга "OPEN Fest". Руководитель Креативной лаборатории "Presentация" является членом российской Гильдии маркетологов. Креативная лаборатория "Presentация" имеет большой опыт реализации проектов в области маркетинга территории. Это ежегодная выставка-презентация инноваций "Ярмарка изобретений", имиджевый кадровый конкурс "Зеленые дипломы" и многие другие проекты, которые также способствовали формированию позитивного имиджа города Барнаула и Алтайского края.
Комментарии 0