За гибель «Локомотива» ответит председатель Мосгорсуда Ольга Егорова

16 июля 2012, 10:38, ИА Амител

Родственники погибших в авиакатастрофе Як-42 хоккеистов команды "Локомотив" обратились в Высшую квалификационную коллегию судей (ВККС) с жалобой на председателя Мосгорсуда Ольгу Егорову. Они обвиняют главного московского судью в ненадлежащем исполнении своих обязанностей и неспособности наладить нормальную работу подчиненных ей столичных судов — судебный иск родственников погибших против Международного авиационного комитета (МАК) завяз в канцелярской волоките.

Как рассказал "Известиям" адвокат родственников погибших в Ярославле Игорь Трунов, поводом для жалобы стал иск, поданный им в феврале этого года в Замоскворецкий районный суд Москвы. В нем оспаривались действия главы МАКа Татьяны Анодиной и заключение технической комиссии этого ведомства по расследованию трагедии с "Локомотивом".

Родные погибших не согласились с выводами экспертов МАКа, признавших виновными в гибели Як-42 экипаж, поскольку "при детальном разборе — ошибки экипажа, бесспорно, есть, но причинно-следственная связь между причиной аварии, которая привела к трагедии, и ошибками экипажа отсутствует". Раньше к такому выводу пришли независимые эксперты, проводившие свой детальный анализ катастрофы под Ярославлем, и родственники погибших больше поверили им, чем официальным лицам из МАКа.

— Мы подали иск в Замоскворецкий суд против МАКа и каждый день звонили в канцелярию, чтобы узнать, когда будет назначено дело, — говорит адвокат Трунов. — Дело не назначали, мы жаловались, наконец в апреле, когда мы в очередной раз попытались выяснить, когда же будет заседание, нам кинули апелляционное определение. Оказалось, судебное заседание уже провели — без уведомления и участия заявителей. Ни один из наших доводов не был учтен.

Позже это решение оставил в силе Мосгорсуд.

Получилась, по словам Трунова, уникальная ситуация: по ГПК можно обжаловать действия любого органа госвласти, должностного лица или служащего, но только не МАКа. Жалобу на их экспертизы в судах просто не принимают, а выносят решения в тайне от заявителей, чем откровенно нарушают их права. Поскольку за организацию работы столичных судов отвечает глава Мосгорсуда Ольга Егорова, то, как следует из жалобы в ВККС, и нести ответственность должна она.

По мнению юристов, эта жалоба имеет мало шансов на рассмотрение.

— В ВККС на Егорову жалуются регулярно, но там все эти заявления под любым предлогом отклоняют и не принимают, — говорит адвокат Александр Островский.

Когда будет рассмотрена жалоба по МАКу, неизвестно — дата слушания в ВККС еще не назначена.

Между тем, замечают независимые авиационные эксперты, с момента возникновения МАКа в 1991 году его эксперты провели более 300 расследований летных происшествий и ни одно из этих заключений не было обжаловано.

По сути МАК — Министерство гражданской авиации России, Следственный комитет авиапроисшествий, дипломатическое представительство и коммерческая структура в одном флаконе, замечает адвокат Трунов.

— В России МАК имеет функции специально уполномоченного органа власти в 35 областях деятельности гражданской авиации, и это единственный случай в странах СНГ. В истории мировой гражданской авиации нет и не было такого примера передачи государством своих неотъемлемых прав и полномочий международной общественной организации, — поражается Трунов.

С Труновым согласен летчик-испытатель 1-го класса Александр Акименков.

— МАК сам выдает сертификаты летной годности гражданским судам, а затем сам же расследует авиапроисшествия, — объясняет Акименков. — МАКу невыгодно находить технические источники аварий, поэтому причиной всех авиакатастроф признается человеческий фактор.

Но кроме расследования авиакатастроф (оплачиваемая функция) МАК в большей степени занимается финансовыми вопросами. Это сертификация двигателей, комплектующих изделий, летной годности самолетов, авиатехники (хотя в соответствии с Чикагской конвенцией данную деятельность может производить только государство), авиакомпаний, аэродромов и всего аэродромного оборудования, авиатехнических баз, учебных центров, высших и средних учебных заведений, медицинских учреждений, оборудования центров управлеия воздушным движением.

— Без разрешения МАКа ни один самолет не будет поставлен на производственную линию, не будет куплен, просто не поднимется в воздух, — говорит авиационный эксперт с 40-летним стажем Валентин Дудин. — Не сможет функционировать ни один международный аэродром — именно МАК сертифицирует и все аэродромное оборудование. Председатель МАКа и его замы пользуются иммунитетом, так как "не подлежат судебной ответственности за действия, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей".

По мнению экспертов, деятельность МАКа противоречит международным нормам права, он не может самостоятельно осуществлять какие-либо властные полномочия, тем более государственные функции РФ. Собственно, все эти соображения и были изложены в иске, который московские суды не стали рассматривать по существу.

Родные погибших в авиакатастрофе самолета с "Локомотивом" на борту не верят технической экспертизе МАКа, поэтому и попытались ее оспорить.

По официальной версии, Як-42 разбился в результате неправильных действий пилотов, один из которых непроизвольно нажимал на тормоза под воздействием запрещенных препаратов. "Непосредственной причиной катастрофы самолета явились ошибочные действия экипажа, выразившиеся в обжатии тормозных педалей перед подъемом носового колеса при неправильном положении ног на педалях в процессе взлета", — говорится в заключении.

Эксперты считают, что заявления МАКа не соответствуют действительности. Ведь параметры работы тормозной системы Як-42Д в "черных ящиках" не прописываются.

— Если бы при разгоне работала тормозная система самолета, весящего 54 т, на взлетно-посадочной полосе оставались бы черные полосы, в особенности яркие следы должен был оставить многотонный самолет на 400 м грунта. Но бетонная полоса чистая, на грунте даже трава не примята, — поясняет пилот Владимир Герасимов.  

По словам эксперта, торможение блокирует шасси при взлете, но самолет взлетел и пролетел километр, в полете торможение шасси тем более не играло бы ни какой роли.

— Однако самолет не смог набрать скорость более 230 км/ч и высоту больше 6 м, — поясняет пилот. — Он начал заваливаться на левую сторону, вывернув максимально элероны вправо, что свидетельствует о неуправляемости в поперечном канале самолета. Но крен в левую сторону и неуправляемость не исследовались.  

По его словам, в отчете МАКа ничего не сказано о причинах уборки режима работы двигателей на малый газ предположительно бортмехаником. Кроме того, Герасимову непонятно, как кратковременное уменьшение тяги могло повлиять на возникновение и развитие аварийной ситуации.

— Причинно-следственные связи между снижением тяги и авиакатастрофой не исследованы, а этот фактор также мог повлиять на действия пилотов, — объясняет "Известиям" свои сомнения пилот.

Как выяснили независимые специалисты, борт RA 42434, разбившийся под Ярославлем, был дооборудован под пассажиров VIP-класса. Агрегаты, которые должны ремонтироваться через определенный налет, не ремонтировали, имелись большие проблемы с одним из двигателей, ТО было настолько низкого качества, что капитан судна отказывался его принимать.

Адвокат Трунов, родственники погибших и независимые эксперты заявили "Известиям", что будут и дальше оспаривать действия МАКа — вплоть до Европейского суда по правам человека, поскольку считают этот орган нелегитимным и наделенным сверхполномочиями. МАК от комментариев отказался.


Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров