Преподаватель АлтГТУ Вячеслав Кайгородов: «Человек на 80% состоит из воды, а если у него нет цели, то он просто вертикальная лужа»
09 апреля 2012, 06:20, ИА Амител
С ним море по колено
- А теперь поговорим о потребностях человека. В чем он нуждается?
- В питании!
- В развлечениях!
- В получении кредитов!
На практическом занятии первокурсники беседуют о современном обществе. Что удивило, так это аккуратно сложенные распечатки на краю одной, второй, третьей парт... и дело не в прилежности учащихся. Они не читают с листочков и книжек, парни и девушки рассуждают, думают, ошибаются, снова дают ответы.
- Переключиться с химии и физики на социальные проблемы непросто любому технарю, - говорит студентка Ксения Степаненко, – но с таким преподавателем и море по колено. С ним работаем не ради галочки в журнале. Мы хотим понять, как устроен мир и к чему люди должны стремиться. Для этого тексты из Интернета не годятся.
Умные перерывы
31-летний преподаватель с улыбкой встречает следующую группу первокурсников. Звучат одна за другой шутки, парни перечитывают доклады, девчата за партами обсуждают тему семинарского занятия. Обычно ребята разговаривают на отвлеченные темы и задумываются о науке непосредственно в "час расплаты". "Как вам это удается?" - спрашиваю Вячеслава Кайгородова. "Все студенты – разные, просто нужно создать творческую атмосферу и суметь разглядеть положительные стороны и человек сам потянется к работе", - отвечает собеседник.
На его столе лежит благодарность от губернатора края "За активную общественную работу". Вторую по счету высокую награду получил сегодня. И герою публикации есть чем похвастаться. В 2004 году, окончив технический вуз, остался в нем преподавать. Чуть позже стал членом Общественного совета по вопросам молодежной политики при губернаторе края, затем вошел в Общественный совет по развитию образования в крае, является членом Общественной палаты, состоит в кадровом резерве университета. Но, пожалуй, самое главное – на Международном молодежном форуме "АТР" второй год Кайгородов руководит площадкой "Парус", которая предназначена для ребят с инвалидностью. Взялся за это дело не случайно. В 2 года Вячеславу поставили диагноз ДЦП. Распространенная болезнь не стала для него преградой в жизни, что он и доказывает.
- Вячеслав Валерьевич, как вам удается находить общий язык со студентами?
- Даже если человек не особо преуспевает в учебе, в нем нужно находить положительные качества. Вольно или невольно он начинает им соответствовать. Акцент, сделанный на хорошее, помогает выстроить взаимоотношения. Важно быть искренним и любить свое дело. Сегодня студенты своенравные, требовательные и трудноуправляемые, но в этом тоже своя прелесть. Мне кажется, что существующая модель образования просто не поспевает за ними.
- А прогуливать свои занятия разрешаете?
- Причины отсутствия могут быть разные. Для меня главное, чтобы человек мог и хотел мыслить, развиваться, даже если пропустил семинар. Чтение с листочков или "образовательный театр" здесь ни к чему. Чтобы диалог состоялся, необходимо быть партнером, наставником для студента. А получилось это сделать или нет, можно узнать по завершении учебного процесса. Находясь в кадровом резерве университета, я выдвинул идею, связанную с оценкой работы преподавателя. Группа более-менее объективно оценивает того, кто ставил отметки в зачетках. Это позволит преподавателям увидеть слабые и сильные стороны.
- Не боитесь узнать о своих минусах?!
- Нет, ведь идеальных людей не бывает. С ними я развиваюсь каждый день, делаю новые открытия, не стою на месте. Единственное, чему никогда не научусь, так это молодежному сленгу (шутит).
- Вы часто общаетесь с ребятами с ограниченными возможностями, как их поддерживаете?
- Начнем с того, что их лучше называть людьми с особыми потребностями или иными возможностями. Чтобы преодолеть преграды, я учу их быть собой. Откуда берутся комплексы? Когда человек начинает себя активно сравнивать с другими и понимает, что проигрывает. Нужно принять свою уникальность, и тогда пойдут рост и развитие в плане творчества, карьеры, изменится окружение и жизнь вообще. Как раз сейчас занимаюсь написанием диссертации на тему "Тенденции преодоления социальной эксклюзии людьми с ограниченными возможностями в современных социальных сетях". Под эксклюзией следует понимать изолированность человека с особыми потребностями от реальной жизни. Таким образом, я рассматриваю объединения людей как источник поддержки друг друга, расширения возможностей.
- Как считаете, сегодня для их развития созданы реальные условия?
- Безусловно, за последние годы для этой категории людей сделано многое, одна только программа "Доступная среда" чего стоит! И общество стало спокойнее относиться к тем, кто имеет ограниченные физические возможности. Очень многое делается в сфере образования. Что касается архитектурной среды, конечно, над ней необходимо работать. К примеру, не все пандусы приспособлены для колясочников, здания не отвечают современным требованиям. Хотелось бы установить в вузах хотя бы по одному лифту, что пока нереально. Средняя стоимость одной установки – более 3 миллионов рублей.
- Чем занимаетесь в свободное время?
- Вообще считаю себя ленивым человеком, я "сова" и делаю все в последний момент (смеется). А если говорить об отдыхе, предпочитаю каждый раз что-то новое. Читаю по несколько книг одновременно, готовлю торты (каждый раз по новому рецепту) и обязательно хожу в фитнес-клуб несколько раз в неделю, посещаю бассейн. А самым бесполезным занятием считаю проезд в общественном транспорте, который занимает много времени. Но даже здесь, наблюдая за пассажирами, я открываю что-то новое.
Комментарии 0