"Гундарин пишет по-гундарински": алтайский поэт и телеведущий Михаил Гундарин выпустил шестой сборник стихов
12 января 2012, 14:26, ИА Амител
Приметное качество поэта – способность к эволюции. Человек, проживая жизнь, меняется внешне, литератор – обновляет арсенал своих приемов, и порою кажется, что сама личность и характерные черты его мутировали. Михаил Гундарин, двадцать лет назад явившийся нам в маске сентименталиста, в новейших стихах скорее рассудочен, нежели эмоционален, более ностальгичен, чем беззаботен и радостен, и пушкинской простоте предпочитает новейшую герметичность:
орбит без сахара новый мир
наш без остатка весь
если ладонью зажать эфир
линия жизни впитает смесь
Несомненно одно: он создатель собственного поэтического языка. Гундарин пишет по-гундарински в том смысле, что обращается провиденциальному собеседнику, сочиняя шифровки Богуи не интересуясь, можем ли мы внять причудливым авторским ассоциациям:
Ласточка или дерево,
Перламутровый нож,
Приснись мне, хоть и не верю я,
Что этим меня спасешь.
Скользя на путях касательных
Прошу, протяни мне нить!
Прости, что лишь в подражательных
Стихах могу попросить…
Это почтенная традиция – с Богом (в широком смысле) говорили Мандельштам, Хлебников, поздний Бродский, и мы не упрекаем их в непонятности, благо они, как поэты, были канонизированы. С Гундариным все не так просто – ему еще предстоит доказать право на вселенское внимание, на самоотверженный труд литературоведов и безусловное одобрение читателя. Если стихи не находят в нас отклика, мы любуемся стилем; если текст не о нас, то он остается лишь психологическим документом, раскрывающим личность автора с новой стороны.
К счастью, не все стихи Гундарина экспериментальны. Замечательны его повествовательные верлибры – они живописны, пластичны и парадоксальны по мысли; проникновенны авторские "романсы", и классической "историей одной души", трагичной и эпохальной, новой, но принадлежащей вечностипредстает поэма "Старый поэт", давшая название сборнику. В ней автор, "вчерашний мальчик", разлагает жизнь на составные элементы, плавит ее в тигле искусства, и оказывается, что жизнь – каталог, в котором названия частей поэмы – "Есть", "Пить", "Любить", "Стареть" – вполне соответствуют человеческой воле и замыслу Создателя…
Михаил Гундарин, верный идеалам литературной юности, раз и навсегда решивший, что его дело – протягивать аллегорическим голубям "дочиста съеденной речи крошки" (быть поэтом) выпустил шестой сборник стихов. Несмотря на инерцию, он по-прежнему побеждает.
Обсудить тему можно здесь: http://afisha.amic.ru/news/421/
Комментарии 0